ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
1. Общие сведения об инновационном проекте
1.1. Полное название инновационного проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся»
1.2. Полное название учреждения образования, на базе которого планируется инновационная деятельность: Государственное учреждение образования «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района»
1.3. Адрес учреждения образования: 231825 Гродненская область, Слонимский район, аг. Новодевятковичи, ул. Первомайская, 15 Б
1.4. Контактные телефоны: (801562) 91-1-47, 91-2--17
1.5. Сроки проведения инновационной деятельности: 2015-2018 гг.
2. Данные о консультанте:
2.1.Фамилия, имя, отчество: Савостенок Петр Николаевич
2.2. Место работы: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка.
2.3. Должность: начальник центра дополнительного образования, кандидат философских наук, доцент.
2.4. Телефон: + 375 17 3278635
email: skp_bspu@tut.by
3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
3.1. Государственное учреждение образования «Поречская средняя школа», а.г. Поречье Гродненского района, Гродненской области;
3.2. Государственное учреждение образования «Ратичская средняя школа» Гродненского района, а.г. Ратичи Гродненского района, Гродненской области;
3.3. Государственное учреждение образования «Сопоцкинская средняя школа», г.п. Сопоцкин Гродненского района, Гродненской области;
3.4. ГУО «Ремельская средняя школа» Столинского района, Брестской области;
3.5. ГУО «Учебно-педагогический комплекс Ольгомельский ясли сад- средняя школа» Столинского района, Брестской области;
3.6. ГУО «Учебно-педагогический комплекс Лядецкий ясли-сад - средняя школа» Столинского района, Брестской области;
3.7. ГУО «Домоткановичская средняя школа» Клецкого района, Минской области;
3.8. ГУО «Средняя школа №16 г. Пинска» Брестской области;
3.9. ГУО «Средняя школа №15 г. Пинска» Брестской области;
3.10. ГУО «Средняя школа №14 г. Пинска» Брестской области;
3.11. ГУО «Средняя школа №1 г. Чаусы» Гомельской области;
3.12. ГУО «Средняя школа №27 г. Могилёва»;
3.13. ГУО «Гимназия №1 г.п. Кореличи» Гродненской области;
3.14. ГУО «Учебно-педагогический комплекс Курмановский детский сад - средняя школа» Мстиславского района, Могилёвской области;
3.15. ГУО «Полочанская средняя школа» Молодеченского района, Минской области;
3.16. ГУО «Гимназия №1 г. Новогрудка» Гродненской области;
3.17. ГУО «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района», Гродненской области.
4. Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
Современные социально-экономические преобразования, требуют формирования активных, компетентных граждан, приемлющих демократические ценности и принимающих ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, т.к. это позволит ему грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.
Личностное становление ребенка требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоения социальных отношений. В образовательном процессе используются различные ресурсы для развития социальных компетенций школьников.
Недостаточная сформированность у учащихся социально-гражданских компетенций, разрыв связи поколений для передачи ценностей, традиций, национальной культуры и истории Беларуси, выдвигает в качестве насущной задачу поиска путей решения данной проблемы. Решение ее находится в активном изучении истории той местности, где проживает человек, с помощью живого общения с теми участниками исторических событий, которые живут рядом. Патриотами не рождаются, ими становятся – истина стара, как мир. Но даже в наше время, увы, мало кто знает, откуда начинаются истоки настоящего патриотизма, а поэтому и ищут люди себе кумиров: кто где найдет, чужих, далеких нам по природе. А между тем основу любви к родине составляет историческая память о прошлом того уголка земли, где мы родились и выросли.
Однако, научно-методическая база для проведения устноисторических исследований малоизвестных страниц истории родного края недостаточно разработана. Скорее она ориентирована на приобретение знаний, нежели полномасштабное использование знаний и воспитание внутренней позиции активного человека и ответственного гражданина. Динамично развивающемуся современному обществу нужны личности с активной жизненной позицией, формирование такой личности – это наиважнейшая задача, объективная реальность неотложно того требует. Семья и школа призваны быть первыми в решении этой проблемы.
В связи с этим особая роль принадлежит образованию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, социальной и гражданской компетенции личности, что является одним из принципов государственной образовательной политики в нашей стране.
Под компетенциями мы будем понимать комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов действий, субъекта в процессе осознанной деятельности.
В ходе реализации инновационного проекта социально-гражданские компетенции учащихся найдут свое проявление:
- в сфере учебно-познавательной деятельности через изучение архивных документов, поисково-исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск свидетелей малоизвестных страниц истории родного края, проведение интервью, фиксацию, анализ и транскрибирование полученных результатов, разработку виртуальных путешествий в определенную историческую эпоху;
- в общественной деятельности через выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и представителями власти (активное взаимодействие с людьми разных поколений, сотрудничество с представителями сельисполкомов, общественных организаций);
- в морально-нравственной сфере личности через умение анализировать и оценивать поведение людей через призму различных исторических событий, развивать навыки саморефлексии, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;
- в социально-экономической сфере через освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, их социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных ролей, возможность активного и творческого участия в социальном процессе.
-
5. Формулировка цели и задач
Цель: формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению истории родного края с использованием метода устной истории.
Задачи:
- осуществить обучение педагогов методике проведения устноисторических исследований;
- провести обучение учащихся способам сбора информации с помощью метода устной истории;
- на основе полученных текстовых данных сформировать банк данных о свидетелях малоизвестных страниц истории родного края;
- разработать туристические маршруты по местам малой родины, зафиксированным в устноисторических исследованиях;
- разработать тематику исследовательских работ учащихся на основе полученных результатов в ходе реализации инновационного проекта;
- создать в школьном музее мини-экспозицию «Малоизвестные страницы истории в рассказах очевидцев»;
- осуществить презентации результатов изучения истории родного края интервьюерами;
- создать банк аудио и видеозаписей устных сообщений жителей региона о малоизвестных страницах истории края;
- разработать методическое сопровождение по проведению устноисторических исследований.
6. Описание научных теорий и разработок, на основе которых
создан инновационный проект.
В психолого-педагогической науке нет единства в определении сущности социально-гражданских (гражданских компетенций, гражданственности и патриотизма) компетенций.
Например, И. А. Зимняя выделяет «компетенции гражданственности» в группе компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они представляют собой «знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн)» [14].
Среди ключевых образовательных компетенций А. В. Хуторской выделяет социально-трудовую, которая «означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, наблюдателя, представителя)» [18].
По Е. Е. Вяземскому гражданская компетентность – это совокупность готовностей и способностей личности, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике [9].
В структуре социально-гражданской компетентности выделяются несколько составляющих:
правовая (владение основами правовых знаний, понимание прав и обязанностей гражданина в демократическом обществе, способность понимать и готовность уважать конституционные принципы и государственно-политическое устройство Республики Беларусь);
социально-психологическая (способность и готовность принимать решения, сознательно участвовать в совместной деятельности в рамках учебного заведения и микросоциума, выстраивать отношения социального партнерства, моделировать институты демократии);
• нравственная (знание и понимание ценностей демократического общества и патриотизма, способность и готовность к личному (нравственному) выбору и его оценке);
• культурно-историческая (знание государственного языка Республики Беларусь, способность и готовность положительно воспринимать культуру и историю Беларуси, уважать традиции как национально-культурного большинства, так и национальных меньшинств, толерантное отношение к национальным, конфессиональным, расовым и языковым различиям);
• информационно-коммуникативная (способность и готовность эффективно слушать и общаться, вести диалог и конструктивно разрешать конфликты, владеть основами современных активных и интерактивных методик сбора, обобщения и интерпретации основных видов социальной информации). Становление гражданской компетентности и гражданственности школьников связано с приобщением их к основополагающим ценностям отечественной и мировой культуры, определяющим гражданское самосознание и гражданскую идентичность [13].
В связи с этим значимую роль в образовательном процессе может выполнить устноисторическое исследование.
Устная история (oral history) – метод и источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный материал для проведения уроков истории, литературы, воспитательных мероприятий. Устная история базируется на устных воспоминаниях, получаемых в ходе беседы исследователя с респондентом, свидетелем определенных исторических событий
Устные исторические данные требуют осторожной оценки на достоверность и репрезентативность. Это новое направление, которое очень мощно развито за рубежом, и означает изучение новейшей истории с введением нового типа источника. Ученые пришли к мнению, что устная история открывает огромные возможности, особенно в изучении массовых процессов, в достижении объективности оценки исторических событий. В последнее время устная история как самостоятельная научная дисциплина завоевывает все больше сторонников. Это одно из динамично развивающихся направлений исторических исследований новейшего времени. Оно базируется на введении в научный оборот нового типа источника - на основе опроса непосредственных участников событий, живых свидетелей своего времени, т.е. устных исторических источников, создаваемых интервьюированием, опросом и расспросом участников и очевидцев изучаемых исторических событий и явлений. Устная история, как и множество других новых синтезированных направлений исторических исследований, базируется на синкретизации междисциплинарных методов в изучении прошлого, создавая самостоятельную исследовательскую базу (источники, методы сбора и анализа) и предлагая свои подходы к историческому исследованию.
Практически нет таких исторических проблем в истории современного общества, о которых историк не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к различным слоям населения. Особенность устного исторического источника в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. В отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, так как устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании очевидцев событий. Необходимо учитывать возможное искажение фактов. Вместе с тем сведения, полученные методом опроса, могут стать отправной точкой для изучения новых, ранее неизвестных событий из истории этих мест.
Сегодня в Республике Беларусь все чаще обращаются к источникам "устной истории". Связано это с тем, что человеческие воспоминания о событии могут рассказать не меньше, чем пожелтевший от времени архивный документ. Весной 2011 года в Беларуси начал работу Белорусский архив устной истории.
7. Подтверждение результатов педагогической эффективности, апробированных в ходе эксперемнтальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований.
Эффективность исследований находит подтверждение в реальном включении в общественную деятельность в классе, школе и местном сообществе и обеспечивает овладение учащимися опытом гражданского взаимодействия в рамках программы формирования гражданской компетенции и целенаправленно организуемого внешкольного взаимодействия с органами власти, общественными организациями и местным сообществом[17].
Апробация авторской модели воспитания «Родны край» по формированию национального самосознания учащихся в рамках социального партнерства (руководитель - Лобач В.А., кандидат исторических наук, доцент исторического факультета учреждения образования «Полоцкий государственный университет») проходила в 2009-2011 годах в УО «Полоцкий государственный профессионально-технический колледж».
Создание виртуального центра устной истории на базе ГрГУ имени Янки Купалы в рамках международного проекта, который финансируется в рамках программы трансграничного сотрудничества «Латвия-Литва-Беларусь».
Партнерами данного проекта являются Даугавпилсский университет, Центр продвижения инноваций и развития в Латвии и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.
В Беларуси метод устной истории используется учеными при изучении социальной и этноконфессиональной истории страны. Впервые данное направление представляется Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы в качестве системного исследования с последующей ретрансляцией полученных результатов на региональном, национальном и трансграничном уровнях посредством создания виртуального центра устной истории.
Связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся. Метод устной истории может помочь в восстановлении связи поколений и способствовать поддержанию идентичности. Исследования, проведенные в Российской Федерации, Великобритании, Чехии и других странах, доказали, что поддержание идентичности оказывает благотворное влияние на учащегося: повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе и других, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми. Информация о жизни других людей, о малоизвестных страницах истории родного края помогает преодолевать кризисные ситуации.
8. Основная идея инновационного проекта.
Отличительной особенностью инновационного проекта является значительная практическая деятельность учащихся. Роль педагога, во многом определяется информационно - методической и организаторской функциями. Проект ориентирован на активное участие педагогов и учащихся, родителей, жителей агрогородка в процессе исследования:
- поиск живых свидетелей значимых исторических событий истории родного края;
- подготовка и запись интервью;
- приобретение информации, ее первичная обработка и анализ и транскрибирование;
- использование полученных данных в проведении уроков, разработке виртуальных исторических экскурсий, реконструкции событий, участие в конференциях и конкурсах исследовательских работ.
10. Описание структуры и содержания внедряемой модели.
Управленческий блок представляет координационный совет, задача которого разработка программы реализации в рамках инновационного проекта с помощью, которой объединены цель, задачи и содержание деятельности участников школьного сообщества по развитию социально-гражданских компетенций, а также лидерского потенциала учащихся.
Основой реализации модели является социально-активная деятельность, которая включает практическую деятельность участников школьного сообщества по реализации социально значимых инициатив, образовательную деятельность педагогов, учащихся и родителей по повышению инновационной компетентности и взаимодействия с социумом.
В рамках реализации инновационного проекта наряду с существующими структурами, такими как школьный этнографический музей, научное общество учащихся и педагогов (НОУП) «Идея», школьная газета «НДВ-стиль» и телеканал «НДВ», планируется создание Центра детских инициатив «Предлагай и действуй», «Сообщества родителей – почитателей истории», скайп и фокус-групп «ТераБит», через деятельность которых будут реализовываться основные направления проекта, осуществляться подготовка участников к выдвижению и реализации самодеятельных социальных инициатив, общения и коллективного творчества, организации досуга. Участие в работе оргструктур позволит сформировать социальную активность подростков посредством самостоятельного принятия ими управленческих решений, приобретения опыта демократического взаимодействия (акции, исследовательскую деятельность, научно-практические конференции, организацию туристических маршрутов региона агрогородка, функционирование объединений по интересам, организация проведения интервью, анкет, реализация проекта 6-го школьного дня «Субботний атлас» и др.).
Образовательная деятельность предполагает повышение профессиональной компетентности педагогов через организацию работы постоянно действующего семинара; учащихся – через деятельность объединений по интересам, которые нацелены на формирование социально-гражданских компетенций, лидерской и организаторской культуры обучающихся; родителей – через систему психолого - педагогического просвещения в рамках сообщества родителей. Создание образовательной среды, способствующей формированию социально-гражданских компетенций учащихся, позволит привлечь к участию в образовательном процессе и в деятельности учреждения образования интеллектуальные, экономические, организационные ресурсы различных заинтересованных сторон (отдел образования, спорта и туризма Слонимского райисполкома, учреждения общего среднего образования, участвующие в проекте, Новодевятковиский сельисполком, Новодевятковичский ЦДК, шефы – СРУСП «Новодевятковичи», СМИ всех уровней, жители региона агрогородка).
Реализация модели предполагает системную организацию коллективной творческой, личностной и социально значимой деятельности участников: учащихся и взрослых. При этом учащиеся и взрослые становятся единомышленниками, т. к. вместе принимают решения по вопросам деятельности, участвуют в соуправлении и совместном поиске, выдвигают и реализуют социально значимую инициативу.
Готовность коллектива школы к реализации данного проекта подтверждается:
- поддержкой отдела образования, спорта и туризма Слонимского райисполкома;
- высоким уровнем профессионализма педагогов школы и мотивированностью к инновационной деятельности (по результатам опроса);
- 77 % педагогов, участвующих в инновации, имеют первую и высшую категорию;
- 83 % педагогов являются сертифицированными пользователями ИКТ-технологий;
- наличием опыта проектной деятельности (с 2009 по 2012 год в школе реализовывался проект воспитательной системы «Школа агрогородка как центр изучения исторического прошлого малой родины» по внедрению модели образовательного процесса по формированию ценностно-содержательных компетенций учащихся через исследование историко-культурного наследия малой родины);
- наличием опыта использования современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе, управленческой и исследовательской деятельности (за последние 5 лет школа является победителем и призером республиканских конкурсов по организации шестого школьного дня, на лучшую летопись школы и населённого пункта, где работы заняли соответственно два первых и одно 3 место);
- разработан туристический маршрут «Золотое кольцо Новодевяткович», который включает 22 объекта с охватом событий с VII века до н. э. (балтская стоянка) до 1949 г. (последнее захоронение на старинных католических кладбищах);
- усилиями всего коллектива школы с помощью местных жителей и архивных материалов восстановлена история двух магнатских родов Мелешко и Слизней, господствовавших в нашей местности соответственно (середина XIV ст. -1789) и (1648 – 1939 гг.);
- педагогами-краеведами школы Ракуть Т. П. и Ракутем В. В. на основании краеведческих материалов издана книга История агрогородка «Новодевятковичи» с древнейших времен до 2010 года (тираж 500 экземпляров);
Предполагаемые результаты:
- рост социальной активности учащихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, профессии, семье, труде;
- уважительное отношение юных граждан к своим землякам, родному краю, к школе;
- социализация учащихся, их способность интегрировать личностно значимые цели с интересами других людей;
В результате внедрения инновационного проекта будет разработан:
- инструментарий для оценки и диагностики уровня сформированности социально-гражданских компетенций учащихся, профессиональной компетентности педагогов;
- разработана и внедрена модель устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций;
- учебно-методическое сопровождение и дидактическое обеспечение формирования представлений участников образовательного процесса устноисторическим исследованиям, по овладению способами использования материалов исследований, созданию продуктов исследований;
- информационные банки данных учебно-методических материалов, конкретные рекомендации по использованию продуктов устноисторических исследований в образовательном процессе, формированию социально-гражданских компетенций, инструментария для осуществления диагностик, мониторинга, обобщения результатов внедрения модели устноисторических исследований.
Таким образом, реализация модели организации деятельности школы по созданию образовательной среды, способствующей формированию социально-гражданских компетенций через устноисторические исследования родного края, обеспечит следующий результат: формирование ответственного, целеустремленного, инициативного, творческого подростка, владеющего социально-гражданскими компетенциями.
11. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности
Критерии
|
Показатели
|
Учащиеся школы:
| |
Личностное развитие учащихся
|
- положительная динамика развития мотивации и стремления самостоятельно участвовать в исследовании родного края;
- формирование способности и умения получать, отбирать и грамотно использовать различные виды информации;
- учащиеся смогут продуктивно участвовать в коллективной деятельности (совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью к сотрудничеству);
- уровень сформированности ценностного отношения к окружающему миру;
- уровень сформированности национального самосознания;
- уровень сформированности активной жизненной позиции, участие в деятельности на благо малой родины;
- степень совершенствования навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через совместный досуг, общение, творчество;
- успешная социализация и включенность в различные социальные процессы, учащийся самовыражающийся в социуме как лидер, организатор, управленец;
- повышение процента участия обучающихся в проектах, научно-практических конференциях, мероприятиях различного уровня;
- положительная динамика развития психических качеств, эмоционально – волевой сферы, навыков и опыта организаторской деятельности, навыков самоконтроля, саморазвития, самоопределения и самореализации.
|
Педагогический коллектив школы:
| |
Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов
|
- овладение методом устноисторического исследования;
- расширение педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь;
- рефлексия собственного педагогического и инновационного опыта;
|
Родители и жители агрогородка
| |
Образовательная активность родителей и жителей агрогородка
|
- повышение интереса к истории родного края
|
12. Кадровое обеспечение проекта:
- Состав участников инновационного проекта на 2015/2016 учебный год: члены администрации – 2 человека, классные руководители – 8 человек, руководитель музея – 1 человек. К реализации проекта будут привлечены родители, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.
13. Материально-техническое обеспечение проекта:
- в учреждении функционирует школьный этнографический музей, который готовится получить звание «Народный»;
- имеется необходимая аудио и видео-аппаратура;
- обновлён компьютерный класс, весь компьютерный парк насчитывает 18 компьютеров, все компьютеры объединены в локальную сеть с выходом в Интернет, мультиборд – современный компьютер с функциями планшета, две мультимедийные проектные установки, интерактивная доска;
14. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта:
Внедрение инновационного проекта осуществляется за счёт бюджетной и внебюджетной деятельности, привлечения спонсорской помощи:
- для приобретения литературы;
- оргтехники (видеокамеры);
- проведения мероприятий;
- реконструкция школьного музея.
15. Список литературы:
1. Абдулаев, Р.М. Устная история в Узбекистане: теория и практика/ Р.М. Абдулаев// Сборник материалов конференции. – Ташкент, 2011. -384 с.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
3. Бобрович В. Гражданское образование (к определению основополагающих понятий). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsletter.iatp.by/ctr3-2.htm
4. Бобрович В. Гражданское образование в современном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belintellectuals.eu/discussions/?id=90
5. Борисов, П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования/ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг. -2003,- №1.-С. 58-61.
6. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В.В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. - №2. – С.33-38.
7. Васюк, Г. В. Перспективы устной истории в Республике Беларусь/А.Н. Нечухрин// Сборник научных статей. – ГрГУ, 2012. – с. 139-142.
8. Воронов, А.В. Этапы управленческой деятельности по работе с социокультурными инициативами в образовании / А.В. Воронов // Проблемы преемственности в системе образования: теория, эксперимент, практика : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 7–8 дек. 2000 г. / Нац. ин-т образования, Белорус. акад. образования. ; редкол.: Т.А. Бабкина [и др.]. – Минск, 2001. – С. 79–87.
9. Вяземский, Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы/ Е.Е. Вяземский, И.В. Следзевский//Основы государства и права. – 2003. – № 6.
10. Гревцева, Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин/ Г.Я. Гревцева//Челябинск: Образование, 2003. - 203 с.
11. Добриневская, А.И. Инновационный проект: структура, содержание, оценка / А.И. Добриневская// «АдукацыяIвыхаванне» – 2013. – № 3. – С. 64-74.
12. Зайцева, И.Т. Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи: социально-исторический аспект / Т.Т. Зайцева // Народная асвета. – 2010. - №9. – С.3-7.
13. Захарова, С.Н. Формирование социально-гражданских компетенций у будущих педагогов: проблемы преемственности среднего и высшего образования/О.Л.Жук отв. ред.//Материалы международной научно-практической конференции г. Минск. - 2010 г. – с. 225-227.
14. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования/И.А. Зимняя//Высшее образование. – 2003. - № 5. – с. 34-42.
15. Лапицкая, И.В. Имидж и культура инновационного учреждения: на пути к переменам / И.В. Лапицкая// Народная асвета. – 2004. - №9.
16. Лапицкая, И.В. Социальные проекты в школе и сообществе: диалог поколений в преодолении стереотипов / И.В. Лапицкая // Народнаяасвета. – 2010. - №6. – С.85-88.
17. Мазыр З.С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-grazhdanskoj-kompetencii-uchawihsja-v-processe-obuchenija-v-shkole.html
18. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/А.В. Хуторской// Нар. образование. – 2003. - № 2. – С. 58-64.
Комментариев нет :
Отправить комментарий